Реализация целевых моделей повышения инвестиционной привлекательности регионов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 года № 147-р, направлена на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении госуслуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ. Развитие данного направления не стоит на месте и Распоряжением Правительства РФ от 6 декабря 2017 г. №2723-р с 1 января 2018 года в целевые модели по регистрации прав и кадастровому учету внесен ряд изменений.

Так, ключевым направлением повышения инвестиционной привлекательности региона выступает не только развитие бесконтактных технологий при оказании услуг населению, но и электронное взаимодействие государственных органов субъектов Российской Федерации при получении госуслуг. В целевые модели включены показатели доли услуг по регистрации прав и кадастровому учету (с учетом единой процедуры), оказываемых органам государственной власти субъектов России и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг. Согласно моделям, доля таких услуг до конца 2019 года должна составить 80%, до конца 2020 года – 100%. По Мурманской области на конец года данный показатель в части подачи документов на регистрацию прав составил более 70%, по кадастровому учету – более 30%.

Наличие в Едином государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о территориальных зонах сокращает сроки утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, подготовки межевых и технических планов, актов обследования, а также повышает качество подготавливаемых кадастровыми инженерами документов. В модель по кадастровому учету включен такой показатель как доля территориальных зон, сведения о границах которых внесены в ЕГРН. Моделью установлено целевое значение этого показателя до конца 2019 года – 60%, до конца 2020 года – 100%. По нашему субъекту данные внесены в отношении 13% от общего количества территориальных зон.

Отсутствие в ЕГРН сведений об объектах культурного наследия и установленных в отношении них охранных зонах не позволяет обеспечить их охрану, что приводит к случаям незаконного вовлечения в гражданский оборот недвижимого имущества (продаже или аренде земельных участков), расположенного в границах территорий таких объектов. Кроме того, этот факт снижает уровень информированности инвесторов, приобретающих земельные участки, что в свою очередь может стать причиной спорных ситуаций. В частности, при осуществлении учетно-регистрационных процедур возникают случаи пересечения границ земельного участка и территории объектов культурного наследия, что препятствует оформлению прав собственности на недвижимость. В целевую модель по кадастровому учету включены показатели – доля объектов недвижимости и доля территорий объектов недвижимости, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН), сведения о которых внесены в ЕГРН. До конца 2019 года в каждом субъекте в ЕГРН должно быть включено не менее 75% объектов культурного наследия и территорий таких объектов, содержащихся ЕГРОКН. До конца 2020 года эти показатели должны составлять 100%. По Мурманской области доля объектов культурного наследия, сведения о которых внесены в ЕГРН, составляет 56%, доля территорий объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, – 23,3%.