В жизнь современного человека входит все больше государственных услуг, предоставляемых различными ведомствами в электронном виде. Сегодня расширяется и «электронный нотариат". В настоящее время гражданину для подачи документов в электронном виде необходимо иметь личную квалифицированную электронную подпись. Те, кто сталкивался с подобным, знает, что это занимает время и стоит денег. Порой бывает непросто самому разобраться в механизме таких действий. Теперь сам нотариус удостоверяет созданный им электронный документ. Так, с 1 февраля 2019 года в обязанности нотариусов входит подача документов на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет самостоятельно. Теперь гражданам, оформившим, например, свидетельство о праве на наследство, не нужно обращаться в офисы многофункциональных центров с целью регистрации прав на недвижимость. В случаях, если в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав, такие заявление и документы представляются в форме электронного документа, в том числе электронного образа документа. При представлении нотариусом соответствующего заявления в форме электронного документа прилагаемые к нему нотариально оформленные документы представляются в форме:

1) электронного документа, удостоверенного (выданного, совершенного) нотариусом в электронной форме;

2) электронного образа нотариально оформленных документов, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, который удостоверил (выдал, совершил) указанные документы. Удостоверение равнозначности такого электронного образа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе не требуется.

При этом значительно сокращены сроки регистрации прав. При подаче нотариусом документов в электронном виде срок составляет 1 рабочий день. Если по каким-либо причинам у нотариуса отсутствует возможность обратиться за регистрацией прав в электронном виде, то он обязан представить документы на бумажном носителе в офис МФЦ, в этом случае регистрация составит 3 рабочих дня с момента приема документов регистрирующим органом.