Комплексная Программа «Развитие муниципального здравоохранения Кандалакшского района» на 2009 - 2011 годы

Паспорт программы
Введение
1. Обоснование проблемы
2. Основные цели и задачи
3. Сроки реализации
4. Механизм реализации Программы
5. Контроль за ходом реализации Программы

Паспорт программы

Наименование комплексной Программы
«Развитие муниципального здравоохранения Кандалакшского района» на 2009-2011 годы
Наименование подпрограмм
  • «Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения Кандалакшского района»
  • «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Кандалакшском районе»
  • «Совершенствование муниципальной системы оказания стоматологической помощи населению Кандалакшского района»
Основание разработки Программы
  • Федеральный Закон от 22.07.1993 №5498-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»
  • Постановление Правительства РФ от 05.11.1997 №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ»
  • Закон Мурманской области от 10.02.2005 №594-01-ЗМО «О программе социально-экономического развития Мурманской области»
Заказчик Программы
Администрация муниципального образования Кандалакшский район
Разработчики Программы
Финансово-экономическое управление администрации муниципального образования Кандалакшский район
МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница»
Цель Программы
Повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения.
Задачи Программы
  • Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения.
  • Проведение мероприятий, направленных на улучшение медико-профилактических показателей.
  • Проведение мероприятий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями.
  • Проведение мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества оказания стоматологической помощи населению.
  • Укрепление репродуктивного потенциала населения района, сохранение здоровья женщин и детей.
  • Приближение врачебной помощи к сельским жителям.
  • Укомплектование лечебно-профилактических учреждений кадрами.
Сроки реализации
Программы
2009 - 2011 годы
Объёмы и источники финансирования
Всего финансирование - 186 676 тыс. рублей, в т.ч.
  • средства районного бюджета - 158 763 тыс. рублей:
      2009 г. - 76 834,5 тыс. рублей
      2010 г. - 63 137,5 тыс. рублей
      2011 г. - 18 791 тыс. рублей
  • средства областного бюджета - 27 913 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты
  • Улучшение качества лечебно-диагностического процесса.
  • Получение жителями района качественной, своевременной и доступной медицинской помощи.
  • Улучшение содержания больных и условий труда медработников.
Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией программы осуществляется администрацией муниципального образования Кандалакшский район

Введение

      Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, существующих в муниципальном здравоохранении, подтверждается положительными результатами, полученными от реализации в 2008 году мероприятий муниципальной целевой программы «Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения в муниципальном образовании г.Кандалакша с подведомственной территорией» на 2008-2010г.г., утвержденной Советом депутатов района. Данная программа взята за основу при разработке комплексной Программы «Развитие муниципального здравоохранения Кандалакшского района» на 2009-2011 годы.

1. Обоснование проблемы

      Здравоохранение - одна из приоритетных сфер деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье.
      Система здравоохранения Кандалакшского района как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи на территории района.
      Организация медицинский помощи населению в муниципальном образовании Кандалакшский район осуществляется за счет ресурсов учреждений здравоохранения различных форм собственности и подведомственности. Сеть муниципальных медицинских учреждений представлена двумя стационарными учреждениями - ЦРБ и Зеленоборской больницей с общим количеством коек - 455 (в т.ч. 55 коек сестринского ухода), тремя амбулаториями (с.Алакуртти, н.п.Нивский, н.п. Зареченск) и тремя ФАПами (с.Лувеньга, н.п.Белое Море, н.п.Лесозаводский).
      Состояние здоровья населения Кандалакшского района, как и России в целом, характеризуется негативными изменениями медико-демографических показателей. Отмечены такие тенденции динамики здоровья и медико-демографических процессов, как:
      1) Депопуляция (естественная убыль населения, обусловленная высоким уровнем смертности и ухудшением состояния здоровья на фоне снижения рождаемости). Рождаемость не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатель смертности населения почти в 2 раза превышает показатель рождаемости. Он выше как среднеобластного уровня, так и уровня многих других районов области. За последние 10 лет численность населения района сократилась на 9 тыс. человек, основные причины - превышение смертности над рождаемостью и увеличивающаяся миграция населения за пределы района.
      2) Высокий уровень преждевременной смертности, в основном за счет смертности лиц трудоспособного возраста от насильственных и неестественных причин (травм и отравлений), заболеваний органов кровообращения, злокачественных новообразований. Среди причин общей смертности населения первое место занимают болезни системы кровообращения (62 %), второе - травмы и отравления (12,5%), третье - онкозаболевания (9%).
      3) Старение населения с одновременным снижением средней продолжительности жизни, высокая разница (более 10 лет) в средней продолжительности жизни мужчин и женщин. В возрасте 50 лет и старше, женщин в Кандалакшском районе в 1,8 раза больше, чем мужчин. Средний возраст населения вырос на 11%, увеличился коэффициент старости населения и индекс старения.
      4) Снижение уровня и качества жизни населения в связи с ростом заболеваемости, инвалидности, увеличением количества и утяжелением течения хронических заболеваний, в том числе в связи с профессиональными и экологическими факторами риска. Хотя уровень заболеваемости населения в районе и ниже среднеобластного, но остается достаточно высоким. В структуре заболеваемости на первом месте остаются болезни системы кровообращения (19,5%), на втором - органов дыхания (11,8%), на третьем - костно-мышечной системы (10,3%).
      5) Значительный уровень заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, наркоманией, алкоголизмом, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими расстройствами). На ВИЧ-инфекцию в 2008г. обследован 8201 человек; выявлено 25 инфицированных. Всего в Кандалакшском районе на сегодняшний день зарегистрировано 417 ВИЧ-инфицированных (из них 27 подростков и 1 ребенок 3-х лет), состоит на учете - 218 человек. Доля ВИЧ-инфицированных по району в областном показателе составляет 17%.
      Показатели заболеваемости населения алкогольными психозами и алкоголизмом ниже среднеобластных соответственно на 26,9% и 34,4%.
      По сравнению с аналогичным периодом 2007г. в районе отмечается снижение распространенности инфекций, передающихся половым путем (на 24,3%).
      Улучшился по сравнению с прошлым годом показатель заболеваемости туберкулезом; он составляет 84,8 случаев на 100 тыс.населения.
      Сложившиеся характеристики состояния здоровья различных групп населения, изменения демографической ситуации и социальной структуры населения требуют принятия неотложных мер по снижению смертности, повышению репродуктивного здоровья населения, сохранению и укреплению здоровья беременных женщин и детей.
      Несмотря на то, что в районе нет случаев материнской смертности, и имеется значительное, по сравнению с прошлым годом, снижение показателя младенческой (на 85%) и перинатальной смертности (на 83%)., наблюдается ухудшение репродуктивного здоровья женщин, рост заболеваемости среди беременных. Высокая общесоматическая заболеваемость беременных, осложнения течения беременности и родов отрицательно сказываются на состоянии здоровья новорожденных и детей раннего возраста.
      Ухудшение состояния здоровья и неблагоприятные демографические показатели в районе в значительной степени связаны со снижением уровня жизни населения, ухудшением питания, неблагоприятными условиями труда и быта, дефицитом финансирования и сокращением возможностей для оздоровления женщин и детей.
      Необходимо повышение эффективности и качества акушерской и неонатологической помощи, последовательное укрепление амбулаторно-поликлинической службы.
      Одной из острых и актуальных проблем остается высокая стоматологическая заболеваемость населения, особенно у детей и подростков, распространенность кариеса у которых достигает 90%, все возрастающая потребность населения в зубопротезировании. Однако уровень развития оказания ортопедической помощи в районе не позволяет полностью обеспечить эту потребность. Сохраняется большая очередность на ортопедическое лечение, которая даже для льготных категорий граждан составляет в среднем более года.
      Особого подхода требует решение вопроса оказания медицинской помощи сельскому населению, составляющего 21% от общей численности района. Большая удаленность ряда населенных пунктов от центра приводит к ухудшению качества оказываемой медицинской помощи, снижению ее доступности для жителей. Значительная часть сельских фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий требует проведения ремонтных работ, замены оборудования, мебели. Остро стоит проблема закрепления медицинских кадров в сельской местности.
      Неблагополучная ситуация сложилась в сфере комплектования муниципальных учреждений здравоохранения кадрами. 960 штатных ставок укомплектованы лишь на 67%. По причине старения кадров в предстоящие годы потребуется смена более половины врачебного персонала и более трети среднего медицинского персонала. В настоящее время требуется не менее 40 врачей более чем по 20 специальностям.
      Недостаточная укомплектованность учреждений кадрами приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи, сокращению объема профилактической работы с населением, снижению охвата диспансерным наблюдением больных.
      Для укомплектования учреждений здравоохранения кадрами требуется проведение систематичной работы по привлечению специалистов, в том числе путем предоставления социальных льгот, повышения заработной платы, предоставления квартир. Работа в этом направлении уже началась в 2008г. в рамках программы и будет продолжена в 2009-2011г.г.
      Благодаря принятой целевой программе улучшилась ситуация с состоянием материально-технической базы учреждений здравоохранения. По состоянию на 30.10.2008г. обязательства по финансированию мероприятий программы из средств районного бюджета в 2008г. выполнены на 76%. Вместе с тем еще остаются проблемы, связанные с заменой медицинского оборудования, санитарного транспорта; необходимо продолжить работы по ремонту помещений, систем тепло-водоснабжения и пр.
      Таким образом, необходимо продолжение работ по строительству, реконструкции объектов здравоохранения, оснащению их современным медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, компьютерной техникой, продолжение внедрения современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных.
      Реализация программных мероприятий (приложение 1) позволит сохранить и развить муниципальную систему здравоохранения района, обеспечит доступность и повысит качество оказываемых медицинских услуг для населения.

2. Основные цели и задачи

      Главная цель Программы - повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения.
      Программа направлена на решение следующих задач:
      1. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.
      2. Проведение мероприятий, направленных на улучшение медико-профилактических показателей.
      3. Проведение мероприятий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями.
      4. Проведение мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества оказания стоматологической помощи населению.
      5. Укрепление репродуктивного потенциала населения района, сохранение здоровья женщин и детей.
      6. Приближение врачебной помощи к сельским жителям.
      7. Укомплектование лечебно-профилактических учреждений кадрами.

3. Сроки реализации

      Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2009 - 2011 годы.

4. Механизм реализации Программы

      Основными исполнителями Программы являются Кандалакшская ЦРБ и Зеленоборская больница.

5. Контроль за ходом реализации Программы

      Контроль за выполнением настоящей Программы осуществляет администрация муниципального образования Кандалакшский район.