С 1 сентября 2021 года обжаловать штраф за нарушение правил дорожного движения можно в электронном виде.

Законодатель предоставил возможность гражданам, не согласным с привлечением к административной ответственности, подать жалобу на решение по делу в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Федеральным законом от 29.12.2020 № 471-ФЗ статья 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 3.1, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в случае фиксации этого административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи может быть также подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом направление жалобы в суд в электронной форме возможно при наличии технической возможности у суда принять жалобу в такой форме.

Кроме того, изменения были внесены в ч. 2 ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Теперь копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении при условии его фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи может быть направлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием портала Госуслуг в течение трех дней со дня вынесения указанного решения по жалобе.

Действующее законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность за побои.

Административная ответственность за побои предусмотрена ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших умышленного причинения легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, если эти действия не совершены из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Санкция ст. 6.1.1 КоАП РФ за совершение указанных действий предусматривает административную ответственность в виде  административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

За умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности предусмотрена уголовная ответственность (ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние наказывается уголовная ответственность предусмотрена статьей 116.1 УК РФ и влечет наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо назначение обязательных работ на срок до 240 часов, либо исправительных работ на срок до 6 месяцев, либо арестом на срок до 3 месяцев.

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным статьей 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Обязательным признаком преступления по статье 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц - одного или нескольких. На квалификацию деяния количество присутствующих не влияет.

Оскорбление может быть нанесено и заочно (в отсутствие потерпевшего), однако при этом виновный должен с уверенностью предполагать, что о его действиях будет сообщено лицу, которое он хочет оскорбить. При квалификации оскорбления представителя власти обязательным условием является совершение его при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления. Совершение преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 внесены изменения в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В настоящий момент паспорт гражданина Российской Федерации, подлежащий замене при достижении гражданами возраста 20 и 45 лет, действует до получения нового, но может быть продлен не более чем до 90 дней.

Ранее действующее законодательство предусматривало, что документ становился недействительным сразу после достижения соответствующего возраста.

Теперь граждане, достигшие 14 лет, вправе подать документы для оформления первого своего паспорта в течение 90 дней, а не 30, как было ранее.

Начиная с 1 июля 2022 года срок оформления российского паспорта составит не более 5 рабочих дней вне зависимости от того, подано ли заявление по месту жительства или по месту пребывания. Сейчас срок оформления паспорта составляет 10 дней при условии подачи документов по месту жительства, и 30 дней – во всех остальных случаях.

Граждане обязаны бережно хранить паспорт. За утрату основного документа, удостоверяющего личность гражданина (ст. 19.16 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа.

Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. За совершение указанного административного правонарушения гражданин может быть подвергнут административному штрафу в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Частью второй указанной статьи установлена ответственность за невыполнение указанных требований водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, в виде административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложения административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с требованиями КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

При этом, если один год с момента исполнения наказания по ст. 12.26 КоАП РФ не истек, и гражданин вновь повторно управлял транспортным средством в нетрезвом виде, либо отказался от прохождения освидетельствование на состояние опьянения, его действия состав преступления, предусмотренный ст. 264.1 УК РФ.

За преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ может быть назначено наказание в виде: штрафом в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Кроме того, санкция указанной статьи предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Порядок рассмотрения обращений граждан урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Указанный порядок применяется к обращениям и граждан России, иностранцев и лиц без гражданства и обязателен не только для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных учреждений, но и для юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции.

Граждане вправе обращаться (лично или коллективно) в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, выполняющие публично значимые функции. Причем обращение возможно как в сами органы и организации, так и к их должностным лицам.

Письменное обращение должно содержать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Также в обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы, поставлена личная подпись заявителя и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Аналогичные правила применимы к обращению в виде электронного документа.

Письменное обращение отправляется в тот орган или тому должностному лицу, в чьей компетенции находится решение поставленного вопроса (как правило, это можно узнать путем изучения материалов на официальном сайте органа).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Если обращение поступило в форме электронного документа, то ответ также направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении. Если обращение поступило в письменной форме, то ответ направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, а также обращения, текст которых не поддаётся прочтению.

В случае, если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались ответы по существу, может быть принято решение о прекращении переписки.

В соответствии с Федеральным законом письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Накопление коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, в силу Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, должно обеспечиваться на контейнерных площадках, бремя содержания которых на придомовой территории возложено на собственников помещений многоквартирного дома, а не входящих в состав общего имущества на органы местного самоуправления муниципальных образований.

Крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений) подлежат вывозу в общем порядке посредством размещения их на контейнерных площадках.

Отходы, образующиеся при капитальном ремонте жилых помещений (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки и пр.), не являются коммунальными, их сбор и вывоз должны быть обеспечены собственниками или пользователями помещений с привлечением организаций, имеющих лицензию.

Федеральным законом от 01.07.2021 N 258-ФЗ внесены изменения в статью 264.1 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.

Согласно новой редакции уголовного закона, в статью 264.1 УК РФ введена часть 2, которая регламентирует ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта) либо настоящей статьей.

Диспозиция части 1 указанной статьи предусматривает уголовную ответственность за совершение лицом аналогичных действий, если оно подвергнуто административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

По сравнению с ч. 1 ст. 264.1 УК РФ санкция ч. 2 ст. 264.1 УК РФ предусматривает более суровое наказание: штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Кроме того, санкция ч. 2 ст. 264.1 УК РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Указанные изменения обусловлены повышенной общественной опасностью преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершенных в состоянии опьянения.

Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится, в том числе, обеспечение надлежащего ухода за животными.

В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного во дворах многоквартирных домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 №2 974, в который включены 12 пород собак.

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей.

Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - спецпрокуратура) в сентябре 2021 г. проведена плановая надзорная проверка исполнения администрациями исправительных учреждений УФСИН России по Мурманской области требований уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации при предоставлении осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, телефонных разговоров.

При проведении проверки спецпрокуратурой выявлены нарушения закона в части несоблюдения администрациями исправительных учреждений режимных требований при реализации осужденными к лишению свободы права на телефонные разговоры, а именно: отсутствие в заявлениях осужденных о предоставлении телефонных разговоров предусмотренных законом сведений, а также отсутствие в исправительных колониях соответствующей служебной документации, предусмотренной ведомственными нормативно - правовыми актами, для осуществления контроля телефонных разговоров осужденных.

По итогам проверки спецпрокуратурой начальникам исправительных учреждений области внесены представления с требованиями об устранении допущенных нарушений закона.

Устранение администрациями исправительных колоний выявленных нарушений закона находится на контроле спецпрокуратуры.